Организация складского пространства, функциональные зоны склада
Основные цели организации складского пространства таковы:
- максимальное увеличение скорости комплектации заявок;
- создание условий для «экспресс – оценки», т. е. «на глазок», наличия «зависших» и/или недостающих товарных позиций;
- упрощение и ускорение инвентаризации склада;
- обеспечение сохранности товара.
Исходя из перечисленных целей, в складском пространстве следует выделить следующие функциональные зоны: зону хранения, зону комплектации (часто она же и зона отгрузки), рабочую зону, зону «штучного» товара, зону «брака», резервную зону, зону приемки товара из автомобильного транспорта, зону приемки из железнодорожного транспорта, зону отгрузки. Последняя, по предлагаемой технологии, частично, или полностью, может совпадать с зоной комплектации. Рабочая зона располагается, преимущественно, не выше второго этажа стеллажей, считая с «нулевого». Только наиболее малые, по объемам продаж, позиции находятся выше второго «этажа» стеллажей.
Зона хранения и рабочая зона разделяются в соответствии с количеством ассортиментных групп, размеры зон определяются числом ассортиментных позиций в каждой ассортиментной группе и объемами продаж каждой ассортиментной позиции, измеренными в «поддономестах».
Желательно, чтобы зона комплектации была физически отграничена от зоны хранения и рабочей зоны.
Для увеличения емкости склада используются трех - четырехэтажные, с учетом «нулевого» этажа, стеллажи. Стеллажи располагаются таким образом, чтобы затраты времени на перемещение товара внутри склада были минимальными.
Назначение функциональных зон склада следующее.
Зона разгрузки – в этой зоне разгружают прибывший товар. Основные требования к данной зоне: наличие оборудования, позволяющего максимально ускорить разгрузку транспортного средства, возможность обеспечения сохранности товара в процессе разгрузки, защищенность от неблагоприятных погодных и климатических условий.
Зона приемки – в этой зоне производят приемку товара, поступающего от поставщиков. Основные требования к данной зоне: удобство работы персонала (необходимая площадь и оборудование), осуществляющего приемку товара, максимальная близость к зоне разгрузки.
Зона хранения – в этой зоне товар хранится. Товар попадает в зону хранения только из зоны приемки или из резервной зоны. «Уходит» товар из зоны хранения только в рабочую зону. Основные требования к данной зоне: обеспечение сохранности товара, необходимая емкость.
Рабочая зона – из этой зоны комплектовщики отбирают товар. Основные требования к данной зоне: максимальная доступность для комплектовщиков, желательно, чтобы емкость зоны обеспечивала один день работы. Рабочая зона ни в коем случае не должна располагаться выше второго «этажа» стеллажей. Проходы между стеллажами должны быть всегда свободными и позволять перемещение комплектовщика на погрузчике или с ручной тележкой.
Зона комплектации – в этой зоне комплектуются заявки в целом и передаются клиентам и/или перемещаются в зону отгрузки. Основные требования к данной зоне: удобство работы персонала и клиентов (необходимая площадь и оборудование).
Зона отгрузки – из этой зоны отгружают скомплектованные заявки, т. е. перемещают их в транспортное средство. Основные требования к данной зоне: удобство работы персонала и/или клиентов (необходимая площадь и оборудование).
Резервная зона – предназначена для двух целей: хранения впервые поступивших товарных позиций, темпы продаж которых еще не определены и места которым еще не выделены на карте склада, а также для хранения частей партий позиций, прибывших в большем, чем обычно, количестве или ранее запланированного срока. Основные требования к данной зоне: необходимая емкость.
Зона хранения брака – в этой зоне хранится бракованный товар. Основные требования к данной зоне: необходимая емкость и удобство работы персонала.
Зоны разгрузки и приемки, а также зоны комплектации и отгрузки могут быть объединены друг с другом.
Как правило, «раздербаненых» коробок много. Необходимо сократить их число. Один из вариантов – «подтасовка» заявок таким образом, чтобы «штучные» позиции отгружались в каждый цикл комплектации-отгрузки целыми коробками. Одному клиенту на пачку больше, другому – меньше... Хитрость невелика.
Относительные объемы функциональных зон склада существенно зависят от отношения объема отгружаемого за сутки товара к общему объему склада. Для каждой фирмы – это величина индивидуальная.
«Среднепотолочные» рекомендации по соотношению объемов функциональных зон приведены в таблице 1.
Несмотря на отсутствие «глубокого научного обоснования» рекомендуемые соотношения «прекрасно себя чувствуют» в реальной жизни.
Таблица 1
Функциональная зона склада |
Объемы зон* |
1. Зона хранения |
V1
|
2. Рабочая зона |
V2 = V1*(Vотгр./ Vскл.)
|
3. Резервная зона |
V3 = 0,1*V1
|
4. Зона комплектации |
V4 = V2 = V1*(Vотгр./ Vскл.)
|
5. Зона «штучного» товара** |
V5 = 0,05*V1
|
6. Зона «брака»** |
V6 = 0,05*V1
|
7. Зона приемки из железнодорожного транспорта |
(V7+V8) = V2 = V1*(Vотгр. / Vскл.)
|
8. Зона приемки из автомобильного транспорта |
9. Зона отгрузки*** |
-
|
* - объем зон, в данном случае, измеряется в поддономестах;
** - зоны 5 и 6 могут быть объединены;
*** - мы предлагаем объединить зону 9 и зону 4 «раз и навсегда».
Из таблицы 1 имеем:
(V1/ Vскл.) = |
1 |
3*(Vотгр. / Vскл.) + 1,2 |
где:
Vотгр. – объем отгруженного за сутки товара (средний за период);
Vскл. – объем склада.
Например, для склада, на котором объем товара полностью меняется примерно раз в две недели, можно рекомендовать относительные объемы функциональных зон, приведенные в таблице 2.
Таблица 2
Функциональная зона склада |
Объемы зон |
1. Зона хранения |
0,60
|
2. Рабочая зона |
0,10
|
3. Резервная зона |
0,07
|
4. Зона комплектации (отгрузки) |
0,07
|
5. Зона «штучного» товара |
0,03
|
6. Зона «брака» |
0,03
|
(7+8). Зона приемки из железнодорожного и/или автомобильного транспорта |
(V7 + V8) = 0,10
|
В таблице 2 цифры несколько отличаются от цифр, рекомендованных в таблице 1, но это, так сказать, «с учетом опыта жизни». Пример-то реальный, а в жизни, к счастью, или несчастью, всегда есть «ограничители».
Составление карты склада, в части разбиения его на функциональные зоны, – процесс достаточно «творческий». Проще говоря, нет пока технологии, которая могла бы позволить учесть все нюансы реальных складских помещений. Среди них такие встречаются, что будь здоров. Ну и ладно, «вручную» это можно сделать за два – три дня. Максимум – за неделю. На зоны склад разбивают «раз в жизни», в отличие от размещения товара в этих зонах.
Резервы предлагаемой схемы организации складского пространства заключаются в повышении емкости зоны комплектации. Для этого можно использовать объемные (гравитационные) стеллажи. Но в этом случае требования к соблюдению технологической, да и просто дисциплине, становятся весьма жесткими.
Никогда не забывайте, господа, где мы все живем. Вряд ли персонал склада справится с одновременной перестройкой и технологии и психологии. Хотя, с другой стороны...
Когда и перестраиваться, господа, как не в переломный момент?
|